|
|
Изображения | All Albums | Справка | Пользователи | Календарь | Сообщения за день | Поиск |
Культура Тематика: искусство, музыка, книги, авторские произведения
Температура кипения: низкая Запас прочности: любознательность Степень защиты: средняя модерация |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
|
07.04.2021, 13:00 | #1 |
Модератор
|
Закадровые тайны фильма «Щит и меч»
6 апреля исполняется 88 лет известному актеру и режиссеру, народному артисту РСФСР Станиславу Любшину. Одной из самых ярких его киноработ стала роль советского разведчика Александра Белова (Иоганна Вайса) в фильме «Щит и меч».
Еще за 5 лет до появления на экранах легендарного Штирлица мальчишки во дворах играли в разведчика Вайса, который стал культовым киногероем. На самом деле у него был реальный прототип, благодаря которому удалось разрушить стереотипные представления о разведчиках. Знаковым этот фильм был и для Олега Янковского, ведь он стал переломным моментом в его судьбе. 1967-й год в советском кинематографе должен был стать знаковым: 50-я годовщина революции не могла остаться без внимания, и практически все фильмы так или иначе были связаны с этой темой. Кроме того, в декабре был еще и 50-летний юбилей органов госбезопасности и внешней разведки, и к этой дате кинематографистам поручили выпустить фильм о военных разведчиках. В Госкино пересмотрели десятки сценариев, но всем им не хватало масштабности.
__________________
И сегодня живу я в завтрашнем дне вчерашнего © |
07.04.2021, 13:01 | #2 |
Модератор
|
Прототипы главного героя
И тут кинематографисты вспомнили об опубликованном в 1965 г. романе писателя и главного редактора журнала «Знамя» Вадима Кожевникова «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове, который в 1940 г. выехал в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса и к 1944 г. внедрился в службу СС. Поначалу Кожевников планировал написать роман о разведчиках, работавших под прикрытием в Америке. Он даже попросил в КГБ устроить ему встречу с легендарным советским разведчиком Рудольфом Абелем. Но после того, как тот прочитал первые главы, наотрез отказался использовать факты своей биографии в романе и стать прототипом главного героя – он показался ему авантюристом в духе Джеймса Бонда. В итоге единственное, что осталось от него в литературном герое, – это имя: Абель – А. Белов.
__________________
И сегодня живу я в завтрашнем дне вчерашнего © |
07.04.2021, 13:02 | #3 |
Модератор
|
Тогда писателю посоветовали писать не о современной разведке, а о времени Второй мировой войны, и познакомили его с разведчиком-диверсантом Зоричем – Александром Святогоровым. В годы войны он занимался разработкой агентурной сети на оккупированных территориях, был заброшен в немецкий тыл, где провел ряд блестящих операций, внедрился в немецкую разведшколу и участвовал в ликвидации одного из шефов СС. Именно он и стал главным прототипом героя фильма, хотя этот образ был собирательным – создатели фильма ориентировались не только на личность Святогорова, как это было в романе, но и на Рихарда Зорге, Николая Кузнецова и др.
Разведчик Александр Святогоров
__________________
И сегодня живу я в завтрашнем дне вчерашнего © |
07.04.2021, 13:03 | #4 |
Модератор
|
Как Владимир Басов не оправдал ожиданий высокого руководства
До юбилея оставался всего год, в течение которого нужно было успеть написать сценарий, выбрать натуру для съемок, собрать съемочную группу и успеть завершить работу над фильмом до конца 1967 г. Экранизировать роман поручили актеру и режиссеру Владимиру Басову – так быстро, как он, на тот момент никто не снимал. Он мгновенно решал режиссерские задачи, молниеносно принимал решения и, приступая к работе над фильмом, уже четко представлял себе конечный результат.
__________________
И сегодня живу я в завтрашнем дне вчерашнего © |
07.04.2021, 13:04 | #5 |
Модератор
|
Сценарий Басов писал вместе с Кожевниковым. Они оба с самого начала понимали, что в такие сжатые сроки снять фильм вряд ли получится. Они даже не надеялись на то, что их сценарий будет утвержден – Басов и Кожевников не хотели, чтобы образы врагов выглядели карикатурно, и изобразили немцев из Абвера сильными противниками, умными и образованными, что противоречило существующим в советском кино традициям. Сценаристы опасались того, что после многочисленных правок останется очередной схематичный героический сюжет о превосходстве советских разведчиков над недогадливыми и недалекими фашистами. К их удивлению, первый же вариант сценария утвердили без исправлений.
__________________
И сегодня живу я в завтрашнем дне вчерашнего © |
07.04.2021, 13:05 | #6 |
Модератор
|
На «Мосфильме» распорядились немедленно приступать к съемкам. Однако Басов не хотел гнать лошадей и халтурить – он понимал, что совместить «быстро» и «качественно» в создании серьезного фильма о разведчиках просто невозможно. Его постоянно вызывали к руководству, подгоняли, отчитывали за срыв сроков, грозили снять картину с производства, но все же дату премьеры пришлось отложить. В результате с поставленной перед ним задачей режиссер не справился: первые две серии фильма вышли гораздо позже юбилея спецслужб, только в августе 1968 г. Зато результат превзошел все ожидания: «Щит и меч» попал в десятку самых кассовых фильмов за все время существования советского кинематографа, первые же серии посмотрело больше 68 млн зрителей!
__________________
И сегодня живу я в завтрашнем дне вчерашнего © |
07.04.2021, 13:33 | #7 |
Генералиссимус
енот-старожил
|
В фильме много запоминающихся ролей.
Квартирная хозяйка Вайса, Мясник- Штайнглиц...
__________________
енот в законе |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|